Астролог Наталия Барская (Израиль) (nataassa) wrote,
Астролог Наталия Барская (Израиль)
nataassa

Categories:

Весы: первая феминистка - Кристина де Пизан




Современники не могли прийти к единодушию в оценке ее личности. Одни считали ее выскочкой, другие – сокрушительницей устоев, третьи – смелой умницей, достойной всяческого восхищения. Спустя века после ее смерти одни назовут ее "первой профессиональной писательницей Франции, первой женщиной, которая зарабатывала на жизнь своим писательским трудом". Другие - "первой феминисткой", настоящим борцом за права и свободу женщин…

Кристина де Пизан родилась 24 сентября 1364 года в Венеции, когда Солнце посетило знак Весов. Ее отец, бывший студент Болонского университета, образованный и сведущий в астрологии, сам составил гороскоп новорожденной малышки.

"Рожденная в этот день превзойдет своих подруг ясностью ума, благоразумием и красноречием…" - с гордостью написал он на следующий день. Однако то, что выходило дальше согласно положению светил, заставило задуматься даже того просвещенного и лишенного предрассудков господина. Ибо, как ни толкуй аспекты, а его дочери предстояла громкая слава, связанная с литературным творчеством.


Нашего современника меньше удивило бы предсказание военно-космической стези для дочери. Но Томмазо де Бенвенуто да Пизано не зря был человеком грамотным и гуманным. Он умолчал о странном будущем ребенка, но, покорный воле звезд, стал заботиться об образовании маленькой Кристины.

Мать Кристины была против такого воспитания, считая учение совершенно ненужным занятием для будущей жены и матери. Чтобы успокоить мать, девочка старалась преуспеть в том, что считалось достойным благородной девицы: в изящном рукоделии, танцах и умении ездить верхом.

"Весы – натура вдумчивая и романтичная, обладающая тонким вкусом и непревзойденной элегантностью. Они не любят ссор и охотно идут на компромиссы".
Линда Гудмен




К тому времени семья переехала в Париж: отец Кристины был приглашен ко двору короля Франции Карла V и получил должность королевского астролога, советника и врача. Семья поселилась в Лувре, уже в пять лет девочка была представлена королю, который обещал позаботиться о ее хорошем образовании и месте при дворе, подобно другим "demoiselle" благородных семейств.

Из книг самой Кристины – поэтических и написанных в прозе – известно, что она получила хорошее образование. Благодаря воле отца и его положению при дворе девочка в 14 лет познакомилась с произведениями классических авторов Рима, писала стихи по-французски.

Когда Кристине исполнилось 15 лет, отец устроил ее брак со знатным придворным, нотариусом и ученым. Несмотря на все то, что в популярной литературе пишут о Средневековье – что люди умирали в среднем в 30 лет, и потому, не зная детства, рано вступали во взрослую жизнь, большинство женщин того времени не выходили замуж до достижения 20-летнего возраста. Замужество девушки в раннем возрасте свидетельствовало об ее высоком социальном положении, а совсем не о тяжкой доле…

Муж Кристины - Этьен де Гастэль - дворянин из Пикардии, старше ее на 9 лет - был просвещенным человеком, умным и добрым. По случаю свадьбы король подарил ему должность королевского секретаря.

"Брак с Весами бывает если не счастливым, то сохраняет видимость такового. Весы деликатны во всех проявлениях, что не позволяет им допускать оскорбления партнера, тем более публичного. У них очень развито чувство долга и обязательства по отношению к близким".
Фрэнсис Мун


Брак Кристины и Этьена был очень счастливым. В своих сочинениях Кристина описывала мужа не только как мудрого, учтивого и образованного мужчину, но – что было очень важно для нее - и как верного, любящего, внимательного, который в течение их брака не препятствовал ее чтению, поощрял ее литературные занятия. У них росли два сына и дочь.

В 1389 году Этьен, сопровождая нового короля – Карла VI – в Бовэ, неожиданно умер. В 25 лет Кристина осталась вдовой с тремя детьми, матерью и маленькими братьями на руках. Кристина писала: "Моим счастливым дням пришел конец". Впавшая в отчаяние после смерти горячо любимого человека, она стала мечтать о смерти, хотела покончить с собой, но разум и "обязательства по отношению к близким" победили, и выход нашелся сам собой.

"Женщина-Весы может наряжаться в шелк и кружева, быть легкой, как пушинка, и изящной, как фарфоровая статуэтка, но в ней все равно будет неуловимо присутствовать некое мужское начало".
Астролог Л.Гудмен


"И я стала мужчиной"…- написала она о себе. Не надо думать, однако, что она натянула штаны и отправилась на поиски приключений… В те времена ношение одежды противоположного пола могли счесть преступлением. В частности, это было включено и в обвинение против Жанны д’Арк… Нет, конечно, она имела в виду, что судебные тяжбы и борьба за наследство вынуждали демонстрировать настойчивость, упорство, самостоятельность.

Она обнаружила в себе силы и способность заботиться о себе, своей семье и состоянии; в общественном сознании того времени такое поведение воспринималось как "мужское". Вопреки обычаю, который обязывал знатных дам срочно найти нового мужа, она предпочла содержать свою семью с помощью писательского труда. Конечно, она подвергалась нападкам, насмешкам.

Не считая нужным, однако, разбивать лоб о стену и противостоять в одиночку общественному мнению, Кристина поступила по-женски: нашла себе покровителя в лице брата короля графа Бургундского. Он не только поддержал Кристину в тяжбах, познакомил ее с влиятельными людьми и обеспечил первыми заказами, но и стал, практически, приемным отцом для ее младшего сына, взяв на себя заботу о воспитании мальчика. Это породило множество слухов, но Кристину они не удручали. Она была выше их.

И продолжала заниматься любимым делом: переписывала книги, делала к ним иллюстрации, занималась нотариальной работой, а также создавала себе репутацию как писательница. Спросом пользовались ее поэмы в честь королевских и знатных особ (за поднесенные сочинения принято было платить). Став профессиональной писательницей, она стала получать заказы, в том числе заказ написать биографию короля Карла V...



"Стихия Весов – Воздух – дарит им способность к обучению и запоминанию узнанного. Учиться самим и учить других – вот истинное призвание детей Воздуха".
Тихо де Браге


То, что она написала, поражает своим количеством и разнообразием: среди ее сочинений – лирическая поэзия, парафразы латинских авторов (очень авторитетных в Средние века трудов Сенеки, Плутарха, Валерия Максимуса), морализаторские наставления, литературная критика, инструкции для рыцарей и инструкции для дам, ведущих хозяйство (как управлять поместьем).

Она написала серию трактатов по важным общественным проблемам того времени: о вреде раскола в церкви и междоусобных раздоров во Франции, о реформах в армии, о гражданской войне, об образовании принцев, о политической экономии (Le Livre de Police).

Кристина познакомила французское общество с сочинениями Данте, Петрарки, Боккаччо. (И все это до изобретения печатного станка!). Она также занималась распространением философских, астрономических и медицинских знаний, историческими исследованиями. К мнению Кристины прислушивались, она пользовалась огромным авторитетом в обществе, многие ее сочинения копировались для аристократии (особенно написанные в честь королевских особ), тем более что в моду вошли домашние библиотеки, для которых специально собирались книги.



К 1400 году финансовые дела писательницы и ученого Кристины де Пизан были в порядке, братья выросли и возвратились в Италию. Ее дочь стала монахиней в одном из самых престижных монастырей, куда можно было попасть только по рекомендации королевского двора, а младший сын стал жить в семье графа Бургундского в Англии. Сама Кристина получила приглашение жить в Англии, при дворе, но отказалась от этой чести.

Из гордости? Из нежелания зависеть полностью от возлюбленного? А может, потому, что две главные книги ее жизни – книги, прославившие ее на всю образованную Европу и давшие повод иным видеть в ней "первую феминистку", - были впереди…

В "Книге о городе женском", опубликованной в 1405 году, Кристина представила список женщин, достойных восхищения из-за своих добродетельных черт и вклада в развитие человеческой культуры. Она сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам.



Книга произвела фурор, о ней говорили все образованные люди. В целом, однако, несмотря на некоторый скепсис в отношении женских способностей, отзывы были положительными.

А вот "Книга о трех добродетелях, или Сокровища города женщин" написанная как продолжение "Книги о городе женском" и опубликованная в том же 1405 году, вызвала настоящий скандал. В первой части объяснялось социальное предназначение королев, принцесс и высокородных дам; во второй – придворных благородных дам; третья часть книги была адресована женщинам буржуазного сословия и простолюдинкам: крестьянкам, торговкам. Кристина давала советы для выживания женщинам каждой из групп, включая также группы замужних и незамужних женщин, вдов.



Как избежать позора, безденежья и зависимости от "мужчин недостойных, коих множество", как избежать мужских ловушек и типичных женских ошибок в принятии решений – в том числе советы – от хозяйственно-распорядительских (как хранить овощи свежими) до советов имитировать "удовольствие от супружеских сношений" - взорвали сначала французский двор, а потом всю грамотную Европу.


Увы, восторженных ценным руководством читательниц было меньше, чем умеющих читать умников, чье мужское достоинство было ущемлено советами "притворяться" и "умалчивать истины неприятные" - и скандал здорово осложнил жизнь знаменитой писательницы.



Злобные сплетники подогревали слухи о греховной связи "трещотки" с братом короля, хотя тот уже давно покинул Францию. Королевский двор, при всей лояльности к "слишком знаменитой" сочинительнице, счел необходимым рекомендовать ей "опровергнуть злые сплетни достойным поведением". Это означало – либо выйти замуж по рекомендации двора, либо отправиться в монастырь. Кристина выбрала монастырь. Кого она не хотела оскорбить своим согласием на новый брак? Память горячо любимого мужа? Чувства далекого друга и покровителя? Свои "феминистские" убеждения? Это так и осталось тайной.

Кристина покинула Париж и провела 11 лет в монастыре, где уже была ее дочь. Она вышла оттуда 56-летней женщиной, которая уже не могла бы быть объектом скандальных подозрений. Но продолжала занятия, не прерванные ни монастырской жизнью, ни ухудшившимся здоровьем, – писала стихи, песни, переводила научные труды.

Незадолго до смерти в 1430 году Кристина де Пизан узнала о Жанне Д’Арк и опубликовала поэму в ее честь - в честь "девушки, прославившей наш пол".
Tags: феминизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments