Астролог Наталия Барская (Израиль) (nataassa) wrote,
Астролог Наталия Барская (Израиль)
nataassa

Categories:

4 сентября: 35 лет назад родилась телепередача «Что? Где? Когда?»



Астрологи предсказали, что передача "Что? Где? Когда?" будет жить 25 лет.
4 сентября 2001 года передаче исполнилось 25 лет, а 10 марта того года на 71-м году ушел из жизни Владимир Яковлевич Ворошилов - создатель передачи. Юбилейные игры стали его "Последней гастролью".
В день похорон Ворошилова на дерево возле съемочной площадки сел филин. Птица долго кричала, словно прощалась.



35 лет назад телезрители впервые увидели передачу «Что? Где? Когда?». Далеко немногие телепроекты могут похвастать таким долголетием и такой удивительной историей развития: от семейных посиделок до мистики 13-го сектора.

Лучше других о детище Владимира Ворошилова могут рассказать его ветераны. Так, известный знаток и кулинар Борис Бурда, раскрывая «кухню» телевикторины, вспомнил, как игроков били камерой по голове и почему Быков — кот.

«СОВА» ЗА ТРИ ТОП-ВОПРОСА

Прежде чем вы прочтете об эрудиции других, предлагаем проверить свою. За отроумие эти три вопроса были признаны лучшими и принесли авторам «Хрустальную сову».

«Известно, что многие наши предприятия и заводы берут у рек чистую воду, а сбрасывают уже загрязненную. Между тем во Франции существует закон, который регулирует водозаборы, водослив предприятий. Для выполнения этого закона не требуется ни санэпидемстанций, ни лабораторий. При выполнении не возникает ни конфликтов, ни споров. В чем суть этого замечательного закона?

БИЛ КАМЕРОЙ ПО ГОЛОВЕ

Однажды Владимир Яковлевич набрал 12 игроков, которые в клубах ЧГК не состояли: «11 игроков не представляли собой ничего интересного и были заметны только тем, что Александр Фукс вечно бил их камерой по голове, — говорит ветеран телевикторины Борис Бурда. — Дело в том, что оператор так много делал для «картинки» в игре, что не смотрел, кто перед ним и его камерой. Тогда поняли, что искать игроков вне клубов почти бесполезно. Но один из 12 был ярким игроком — это Дмитрий Коноваленко: он стал обладателем «Хрустальной совы» и вошел в один из клубов».

ОТ СЕМЕЙ К ЗНАТОКАМ

В первом выпуске передач состязались две семьи, каждой задавалось по 11 вопросов без всякого волчка. Через год семьи заменили студентами. Стрелка указывала — кому отвечать. Притом без подготовки, минуты на обсуждения поначалу еще не было, тогда же появились призы — книги. В 1979 году возник термин «знаток», а одно из самых последних новшеств — «13-й сектор» — вопросы, присланные по интернету.

ИГРАЕТ ШКОЛЬНИК КРЮК

«Когда я был еще школьником, мама сказала, что нужны какие-то вопросы срочно, какую-то передачу будут снимать. Так родился первый вопрос для первой игры — шахматная задача, — говорит Борис Крюк, автор, ведущий, режиссер и продюсер ЧГК, пасынок Ворошилова. — Я думаю, Ворошилов выбрал меня преемником методом исключения. Я просто вырос с этой программой! Не только сидел в одной дикторской с Ворошиловым, но был ассистентом режиссера, писал реплики для ведущего прямо во время эфира». Крюк оставил традицию — не выходить на публику. К слову, ее не было бы, не будь гонений на Ворошилова: «С точки зрения Советского режима, он был национально неблагонадежен — его настоящая фамилия Кальманович. Владимира Яковлевича не хотели видеть на экране. Но голос-то его слышать можно! — вспоминает один из лучших игроков Борис Бурда. — Так родилась гениальная маска ведущего за кадром».

ВОПРОСЫ

«Писем приходило в лучшие годы — полмиллиона в сезон, — вспоминает Борис Бурда. — Самая распространенная ошибка зрителей — вопрос, содержащий неизвестный факт. Например: «Какую должность, помимо должности премьер-министра занимает сейчас правящий эмир Кувейта?». Мне говорили, что клуб праздновал шуточный юбилей, когда пришло десятитысячное письмо с вопросом: «Какое колесо авто «Запорожец» не вращается при правом повороте?». Запасное, это всем известно.

ДОМ ПИКОВОЙ ДАМЫ

«В павильоне, где снимается наша передача, когда-то был охотничий домик. Там пили коньячок, чаек, поигрывали в карты. Сама Пиковая дама — прообраз пушкинской графини — туда захаживала. Рядом был висячий мостик, где Тургенев сочинил свою «Первую любовь». Пушкин с Натали здесь часто бывали», — так Владимир Ворошилов рассказывал историю домика в Нескучном саду. (Площадь зала — 28,8 кв. м. Вместимость — до 85 чел.).

ЦЕНЗУРА

Во времена СССР каждая музпауза сдавалась на трех инстанциях. На одной из передач решено было поставить «Boney M», а дабы упредить претензии, что «это же музыка капиталистов», указали, что это музыка «Ансамбля из ГДР». Принадлежность страны к соцлагерю сработала. Еще один курьез произошел из-за каприза волчка — в 86-м стрелка указала на паузу трижды подряд при счете 0:0. Ныне время паузы определяет ведущий.

ЧЕРНАЯ ПУСТОТА

За время существования игры в черном ящике побывали сотни самых разных предметов: мыло, дирижерская палочка, череп, туалетная бумага, свадебное платье, пух от перины, шпоры, кирпич, головка сыра, кочан капусты, купальник-бикини, баночка с мочой, будильник, живая бабочка. Несколько раз в ящике было пусто.

СОВА-ЛЬВОВЯНКА

В 1984 году родилась идея награждать лучшего знатока статуэткой, и ее изготовили в Гусь-Хрустальном. Фигурка получилась не очень яркой, и телевизионщики обратились к мастерам Львовского завода. Художник Василий Драчук скомбинировал для приза стекла разных цветов, и его работа устроила Ворошилова абсолютно. Но после смерти нашего мастера-стеклодува были введены новшества: в 2002 году появилась «Бриллиантовая сова». Ограненных алмазов в ней, впрочем, нет, но есть 70 рубинов.

>b>МЕТРОВОЕ «ДО»</b>

Начало раундов отмечалось звоночком, затем стали приглашать музыкантов с тарелками, и наконец появился гонг. Его диаметр — около метра, он издает ноту «до». Инструмент брали в студию лишь на время съемок, но однажды случилась накладка: оркестр забрал гонг на гастроли. Быстро нашли замену, но звучал новый гонг на ноту выше. Ворошилов был ужасно недоволен «звуком, как от медной тарелки»: «Даже не таз, какую-то сковородку притащили». После этого ЧГК прежний гонг выкупила.

МИСТИКА В МИРЕ ЗНАТОКОВ

Владимир Ворошилов как-то признался, что астрологи предсказали передаче 25 лет жизни. Она прожила дольше, но именно столько лет Владимир Яковлевич был ее ведущим. Еще одно совпадение: в день похорон Ворошилова на дерево возле съемочной площадки сел филин. Птица долго кричала, словно прощалась. А идея создания «13-го сектора» пришла Борису Крюку (нынешнему ведущему и режиссеру ЧГК) во сне: Ворошилов сказал, что 12 секторов напоминают кресты.

НАФАРШИРОВАЛ ЗМЕЮ

Как-то команда Козлова не согласилась с легендой о том, как готовят в Средней Азии фаршированную змею: живой сажают в кастрюлю с дырочкой, забитой рисом, при нагреве змея проглатывает рис и становится фаршированной. Ворошилов сказал: «Хорошо, нафаршируете мертвую змею — я пропущу вас в финал!». «И Козлов предложил сделать это на игре. Однако потом ведущий сказал, что то была шутка! Мы стояли ошарашенные: зря приехали, готовили котел, дрова и даже питона купили. Однако потом согласился. Мы кинулись в садик, разожгли костер, я набил змею рисом, добавил овощи, приправил травами, пряностями и стал варить. К концу игры змея была готова, и нас пропустили в финал. Правда, победа чуть не ушла у нас из рук. Оказалось, у знатоков нет пищевых предрассудков — они мгновенно растащили змею, и мы еле уберегли кусок для ведущего».

ХУДОЖНИК «БЕЗ КРЫШИ»

Владимир Ворошилов родился в Симферополе в 1930-м, но через 14 лет переехал в Москву. Интересовался живописью, учился в Академии художеств Эстонской ССР, но затем переключился на театр. Был художником-постановщиком МХАТа, Малого театра, работал режиссером в «Современнике». Рассказывают, что однажды, чтобы добиться нужного освещения, разобрал крышу над сценой, за что был немедленно уволен. В середине 1960-х Ворошилов переходит на телевидение и там продолжает смелые эксперименты: снимает первую на нашем ТВ игру в прямом эфире — «Аукцион».

Коллеги порой называли его «тираном»: дескать, может потребовать яйцо бронтозавра через пару дней к 10 утра и уволить за то, что этот предмет принесут на 10 минут позже. Сам мэтр говорил: «Я могу понять тех, кто не работает. Я могу понять тех, которые всю свою жизнь отдают работе. Все остальные абсолютно непонятны...».

Владимир Яковлевич был официально женат четыре раза. Его последняя жена Наталия Стеценко — соавтор передачи — ныне гендиректор Телекомпании «ИГРА-ТВ». Но последние годы перед смертью (умер в 2001 году) Ворошилов жил с гражданской женой Натальей Климовой, у них родилась дочь Наташа — его единственный ребенок. Мэтру было 67 лет! Покоится он на Ваганьковском кладбище. На его надгробной плите — «черный ящик»: куб из черного отполированного гранита — один из символов его детища.

Ну что? Где и когда всё пошло не так?
ЧГК — игра, в которой эффектные вопросы и ожесточённые споры гораздо важнее чётких ответов. Во что она превратилась за эти 35 лет?




Изначально передача напоминала «Счастливый случай», в которой участвовали две семейные команды. Через год стала «телевизионным молодёжным клубом», в неё уже играли студенты, каждый за себя, а в комнате стоял дым столбом. В 1977-м ведущие ушли за кадр (тогда их было четыре, потом остался один Владимир Ворошилов, который более 10 лет работал, не выходя под очи благодарных зрителей). Появились привычные правила и символ — филин. Вы знаете порядок: шесть игроков за столом, вопросы — от телезрителей, игра до шести очков, обсуждение длится минуту. Начнёшь упоминать все изменения — устанешь: надо говорить и про сектор «Зеро», и про чёрный ящик, про красные пиджаки, магистров и «как дела у вас, господин Козлов?». Словом, обширная мифология под музыку Штрауса, Чайковского и Yello (песня Homage To The Mountain).


Ведущие берут первую тему и начинают её «делать». Процесс напоминает минуту обсуждения вопроса на «Что? Где? Когда?». Только там игроки предлагают любые, самые невероятные версии, чтобы найти ответ, а здесь — чтобы найти смешную тему и уже её раскрутить. В итоге действительно смешным получается где-то треть из сказанного ведущими. Бывает, ведущих заносит в сторону совсем неформатного, такого, чего на ОРТ не пропустят ни за что и никогда, но что хорошо бы пошло на ТНТ (в этом особенно преуспевает Светлаков). Или же они выжимают шутку, а она никак не идёт, и получается обыкновенное словоблудие.

Как и любая другая игра подобного толка, ЧГК слабо связана с образовательной функцией. В неё побеждают не всезнайки, а эрудиты с неординарным мышлением. Знаток Роман Морозовский в статье «ЧГКБР (ЧтоГдеКогдаБрейнРинг)» так объяснял принципы построения хорошего эфира. Вопросов одиннадцать, два сверхсложных, два элементарных, остальные — средние. Также у ведущего есть психологические портреты игроков. Идеальный вариант — счёт 6:5 в пользу знатоков. В итоге, несмотря на давно определённое правило, что «чистое знание вопросом ЧГК не является», телеигроки ходят в России в мудрецах. К слову, однажды Александр Друзь пошёл на программу «Кто хочет стать миллионером?». И срезался на простом вопросе о граффити.

Эта игра — не для умников, а для крепкой команды смекалистых. Шестеро игроков посажены за стол в первую очередь для напряжённой обстановки. Сок не в ответах, а в этом миксе беспомощности, убеждённости и эмоциональности. Плюс необходимый трёп ведущего с участниками, спонсорами, чайные и музыкальные паузы. Вообще, лучший игрок сезона и тысячелетия отнюдь не всегда является набитой знаниями вычислительной машиной. В хорошей команде есть свой дирижёр, который принимает решения, свой мистер всезнайка, свой мастер интуиции, свой логик и хладнокровный стратег. А уж на кого в итоге падёт выбор…

Если плюнуть на условности, то всё это сильно напоминает «Танцы со звёздами», когда большая часть программы проводится в умилительных обсуждениях па неловких селебрити. По сути, и вопросы можно разделить не по сложности и эффектности, а по функциональности. Обычный, к примеру, служит звеном, связующим игроков и зрителей у телеэкрана, — мол, глядите, и вы кое-что знаете! Мультимедийный коннектит аудиторию и тех, кто придумывает вопросы, демонстрируя, что «это может каждый — попасть в телевизор». Вопрос с чёрным ящиком служит для разрядки обстановки. Тринадцатый сектор — для пропаганды интернет-зависимости. Блиц — как демонстрация правильности поговорки «Один в поле не воин». И всё это — в прямом эфире (начиная с 1986 года).

То, что происходит сейчас в Охотничьем домике Нескучного сада, интересно анализировать, сравнивая картинки из разных периодов существования игры.

Скажем, 80-е годы. Тогда ещё в особняке на улице Герцена множество аккуратно одетых людей (многие при очках и усах), но нет никакого намёка на официоз. Рассаживается команда, внизу идут фамилии и статусы: инженер, студент, учительница, психолог. Во всём этом присутствует элемент компромисса между физиками и лириками, именуемый азартом. За очки зрители и участники в телевизоре получают адекватные призы — книги. В итоге ЧГК — прорыв для редактируемого ТВ, где позитивные молодые люди демонстрируют умение строить коммунизм в отдельной взятой студии.

В 90-е годы знатоки стали зарабатывать деньги. «Интеллектуальное казино — единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом». Там, где появляются деньги, появляется и элитарность. Из этих времён все знаменитые имена, ставшие уже символами, мемами, — Друзь, Двинятин, Бурда, Аскеров. Отсюда красные пиджаки и напряжённая атмосфера — вроде бы должно быть и забавно, однако больше напоминает сеанс спиритизма. Есть кольцо игроков, далее — цепочка любопытствующих, наблюдающих за магическими ритуалами. Голос извне. И ощутимый результат в виде настоящих купюр. Оказывается, нейрофизик в нашей стране может зарабатывать много!

К слову, о профессиях. ЧГК в итоге стала не только миром, где можно вести активную жизнь в ранге ветерана. Игра также явно помогает идти вверх по карьерной лестнице. Одни, вроде Друзя и Козлова, засели на телевидении. Другие, вроде Максима Поташёва, к работе в консалтинге получают приятный бонус в виде президентства в Федерации спортивного бриджа России. Иные, как Виктор Сиднев, становятся мэрами подмосковного наукограда Троицка. Бурда поёт бардовские песни и ведёт кулинарное шоу. Александр Бялко засветился на радиостанции «Культура» и телешоу «Последний герой».

Есть мнение, что с появлением денег всё и испортилось. Впрочем, ещё в конце 80-х в качестве призов в игре появлялись всякие спонсорские подношения. А потом ещё было придумано правило, что команда не выбывает после поражения из эфира навсегда. Так начал формироваться круг ветеранов.

Увидев новость о договорённостях с АВС, я вдруг подумал, что наконец-то стану свидетелем настоящего культурологического переворота в бизнес-мозгах заокеанского менеджмента, который впервые в истории готов купить у «дикого русского мужика» не балалайку, лес или нефть, а цивилизованный продукт, изобретением которого гордится сам.

Вообще иерархии и знаки отличия невероятны важны в «Что? Где? Когда?». 1984-м появилась «Хрустальная сова», приз лучшему игроку (ныне — сезонной серии из четырёх игр). Также в музее — «Бриллиантовая сова», «Хрустальное гнездо», красные пиджаки как символ «бессмертного члена клуба» (правда, их через некоторое время отменили). Погоны лучшего капитана. Плюс звание магистра, которое вручают каждый юбилей (характерно, что в 2008 году юбилея не было, но магистры проголосовали за то, что он есть). И обязательные смокинги. Ах да, ещё имеются хранители традиций — Михаил Барщевский и Григорий Гусельников.

В 2000-м ЧГК попыталась вернуть себе былую остроту, вводя в игру новые команды из локальных организаций. Ещё в 1989-м появилась Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?». Спортивная версия ЧГК — реальная субкультура. В неё играют по несколько команд, отвечая на одни и те же вопросы. Здесь есть свои центры с множеством серьёзных сборных — вроде Минска.

Однако снова было доказано, что дело не в знаниях, а в опыте играть под прицелом камер командой. А значит, свежая кровь отнюдь не приносила свежую порцию адреналина. А через год знатоки лишились и денежной кормушки. И право зарабатывать полностью перешло к зрителям. Это, в принципе, странное решение. Если всё испортилось из-за бабла, то такой вирус простым вычитанием не вылечишь. И привлекать зрителей длинным рублём — занятие банальное. С этого момента, думается, программа потеряла мистическую ауру и превратилась в своего рода клон нынешнего КВН. Любопытно, что Масляков в своё время вёл один из выпусков «Что? Где? Когда?». «Клуб весёлых и находчивых» сейчас — огромная корпорация с кучей лиг и серьёзным капиталом, хотя по-настоящему интересных команд, мыслящих нешаблонно, там осталось наперечёт. Секрет — в многолетних традициях, тусовке и жёсткой редактуре.

Так и в ЧГК — кажется (если не приглядываться), что знатоки выигрывают там совершенно случайным образом, не проявляя особенной гениальности. Для того чтобы зритель не заскучал, иногда вводятся новые правила. Но в результате игра превращается в просто ещё одну версию «Спокойной ночи, малыши», очередную программу, в которой полтора часа длятся вечность.

ЧГК нынче, конечно, тот ещё мастодонт. Аналогичные передачи появились в телевизорах Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Израиля, Украины. Летом 2010-го в США началась подготовка аналогичной программы — рабочее название «Шесть» сменилось на «Шесть умов» (Six Minds). То есть русское изобретение получило прописку на канале ABC, и это верный признак того, что увлекательное шоу превратилось в уважаемый артефакт эпохи, который, оказывается, можно легко внедрить в систему бесконечных американских псевдоинтеллектуальных шоу. Докатились.
Tags: сентябрь2010
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments