Есть такая профессия – футуролог. Этот человек предсказывает будущее, причем не посредством гадальных карт или телескопа. Свои прогнозы футуролог делает, опираясь на научные методы. А заглянуть он может в очень далекое будущее. Предметом научных изысканий современной футурологии стали горизонты не только нынешнего, но и будущих веков. О том, что день грядущий нам готовит, корреспонденту «России» рассказал президент Международной академии исследований будущего, академик РАЕН Александр Агеев.
– Будущее пытались предсказывать во все века, а когда же появилась футурология как наука?
– Футурология в современном виде сложилась в 1960-е годы, когда человек понял, что мир устроен отнюдь не на основе причинно-следственных связей, а более сложно: и динамично, и хаотично. Один из нюансов этой теории описывается «эффектом бабочки», подметившим такую странную для прежней науки взаимосвязь – бабочка, взмахивающая крыльями в Айове или под Костромой, способна вызвать лавину несравнимых по мощности эффектов наподобие цунами в Индийском океане. Между прочим во многих мировых социальных конфликтах последних десятилетий заинтересованными игроками успешно применялись технологии «бабочки», «управляемого хаоса».
Футурология – это, несомненно, область научного знания, но специфическая, поскольку имеет дело с объектами, которые либо отсутствуют еще на «стреле времени», либо живут как «дремлющие гномы», либо с трудом обозримы по спектру возможных последствий. Эта сложность отпугивает многих ученых традиционного толка, избегающих раздумий в футурологическом ключе. Тем не менее футурология давно стала настоящей научной индустрией в ведущих странах мира, обязательным компонентом систем стратегического управления на государственном уровне.
– На какие же научные методы вы опираетесь?
– Используемые в футурологии методологии объединяют достижения как естественных наук – биологии, генетики, физики, математики, так и гуманитарных наук, например литературы и истории. Особо надо сказать и об интуитивных методах. Знание ведь рождается как результат не только неких технологических исчислений, но и интуитивных озарений разума. Из этой категории, например, Нострадамус и пророки Ветхого Завета. Назвать их футурологами в современном смысле, конечно, было бы некоторым кощунством, но разве можно оспорить тот факт, что их тексты имели футурологический аспект?
– Многих волнует вопрос: грянет ли третья мировая война?
– Если быть щепетильным в терминах, то следует спрашивать о пятой мировой войне. Ведь третья закончилась почти 20 лет назад, а сейчас мы являемся свидетелями уже четвертой мировой. Но давайте по порядку. Вторая мировая война закончилась 3 сентября 1945 года подписанием акта о капитуляции Японии. Но уже в 1946 году началась новая мировая, названная «холодной». Такой формат исключил прямое столкновение двух сверхдержав, соблюдавших ялтинское и потсдамские соглашения. Но этот фундаментальный факт отнюдь не исключал ни детальной проработки планов большой «горячей» войны, ни гонки ядерных и обычных вооружений, ни рискованного поигрывания мускулами в Берлине или в Карибском кризисе, ни весьма кровопролитных и затяжных войн в «третьем мире». А разве тысячи испытаний ядерного оружия – это не война с людьми и экологией?
Эта мировая почти полувековая война завершилась в 1991 году с распадом СССР. После этого начала разрастаться четвертая мировая война – террористическая. Трагические события 11 сентября – своеобразный манифест этой войны. Но силы, средства, цели, союзники в данной войне сформировались задолго до этого. Причем неважно, что эта война во многом направляется спецслужбами тех или иных государств, и неважно, где именно она локализуется. Важно то, что в мире, где существует огромное социальное неравенство, в частности в арабских регионах или Латинской Америке, есть масса социальных причин для борьбы народов за свои права.
Свой окрас тематике придает рост миграции, влекущий за собой наркоманию, преступность, этническую напряженность.
– Как же будет выглядеть следующая мировая война?
– Пятая мировая война будет схваткой за нефть и за транспортные магистрали, по которым идет торговля. Это общее с прежними войнами. Но есть и особенности. Уже сейчас развернулась конкуренция за первенство в освоении и доступе к новым технологиям. Так, через несколько лет можно будет сдать анализ крови и за приемлемую оплату получить расшифровку своего генома. С одной стороны, это расширяет медицинские возможности: врачи смогут уберечь человека от того заболевания, которым он еще не страдает, но которое у него появится в будущем. С другой стороны – гарантировать конфиденциальность персональных генетических данных никто не сможет. А это чревато дискриминацией, например со стороны работодателя.
Есть риски и посерьезнее. Главное, «генетическая революция» даст колоссальные возможности манипулирования людьми. Может случиться так, что отобранные по генетическим формулам люди окажутся в правителях, а другие – лишь на малоквалифицированной работе. Ужасы римского рабовладения покажутся детским лепетом.
Будет использоваться принципиально новое оружие. Например, информационное, лазерное, ускорительное, сверхвысокочастотное, инфразвуковое, геофизическое оружие. Его разрабатывают и начинают потихоньку применять уже в наши дни. Вспомним недавнюю войну в Осетии. В ней были не только удары «Градов» и уличные бои, но и серьезная, с сюрпризами «радиоэлектронная борьба». Можно вспомнить, как в ноябре 2007-го для разгона митинга оппозиции в Тбилиси грузинский спецназ применил специальные генераторы, вызвавшие у демонстрантов боли в голове, плохое самочувствие и ощущение паники. Отчаявшиеся люди вынуждены были спасаться бегством. Вообразите, на что будут способны сверхмощные генераторы будущего. Если их действие направить, например, на Москву, то москвичей буквально «сдует» куда-нибудь в Екатеринбург. Приведу еще один пример. Представьте, что кто-то сможет часть ионосферы Земли «сдвинуть», скажем, в северные широты России, где столбик термометра зашкаливает от мороза. Что тогда случится с авиацией или ракетами? Словом, наука, подпитываемая заказами военных и политиков, продолжает развиваться, предоставляя человечеству новые средства самоуничтожения. К счастью, наука находит и противоядия.
– Как вы относитесь к астрологическим прогнозам и экстрасенсам?
– Астрологический прогноз – это определенная ветвь человеческой мысли, которая насчитывает не одну тысячу лет. Сегодня эта сфера до безобразия профанирована. Есть и сильное неприятие астрологии многими учеными. С другой стороны, если бы профессионально составленные по звездам и планетам прогнозы не работали, к ним бы не прибегали, например, руководители многих стран. Я слышал, что даже Борис Ельцин при назначении людей на высшие должности интересовался их астрологическими профилями. Не брезговал этой информацией и Рональд Рейган. Это не значит, что нужно вводить научную специальность «кандидат астрологии», но у нее есть свое место в широком спектре творчества и человеческих слабостей.
Что касается экстрасенсов, то это всего лишь люди, у которых тот или иной орган чувств развит относительно сильнее, чем у других. В принципе любой человек способен воздействовать на другого методом внушения. Эти способности можно существенно усовершенствовать с помощью специальной подготовки. Есть люди, способные поставить с ног на голову целые стадионы. Такие случаи известны.
Скажу больше, фактически экстрасенсорные тайные войны ведутся тысячелетиями. Не случайно службы охраны лидеров ведущих государств предпринимают меры по защите своих подопечных от экстрасенсорных воздействий. Такие примеры описаны в мемуарной литературе. Экстрасенсорное воздействие может быть направлено на волевую, эмоциональную или интеллектуальную сферу личности. Воздействие может осуществляться на дальних дистанциях. Противостоять ему можно. Как только появляются методы нападения, возникают и методы защиты. Более того, эта коллизия сопровождает всю человеческую историю. Если сказать, что от негативных влияний надо защищаться высокими мыслями и молитвой, то многие могут отнестись к этому несерьезно. На самом деле это очень помогает.
– Ваше мнение о писателях-фантастах?
– Такие писатели, как Герберт Уэллс, Иван Ефремов, братья Стругацкие, конечно, относятся к элите футурологической мысли. Их труды составляют золотой фонд футурологии.
– Мы уже отчасти затронули тему информационно-технологического прогресса. Но не могли бы вы поподробнее рассказать, каких сюрпризов можно от него ждать в будущем.
– Сейчас в развитых странах переходят к тому, что называется шестым технологическим укладом. Его основу составляют: нано-, био-, инфо- и когнитивные технологии. В отличие от последних 50 лет, когда компьютерный прогресс сводился к увеличению объема памяти и скорости вычислений, теперь он направлен на то, чтобы образ мысли и образ действия машины максимально приблизить к человеческому. Для этого между прочим нужно найти семантические ядра нашего сознания, которое действует отнюдь не так быстро, но зато не так примитивно, как компьютер. Сюрпризом, наверное, будет появление новых материальных нанооболочек. Так, компьютер можно будет смять, как салфетку, и положить в карман. Или движением мысли вывести клавиатуру перед собой. Вместо и так уже миниатюрного мобильника будет просто пластырь или микрородинка на указательном пальце. Многое, кстати, из этого уже продемонстрировано в фантастических блокбастерах или книгах.
– Поговорим о демографии. Специалисты бьют тревогу по поводу того, что планета перенаселена. Насколько обоснованны их опасения?
– Последние полвека каждое десятилетие человечество увеличивалось на 50–80–90 млн человек. То есть появлялось по новой Франции, Германии или Японии. Наступает время, когда людям становится тесно, особенно в мегаполисах. Но согласно работам создателя математической модели гиперболического роста численности населения Земли Сергея Капицы сейчас происходит демографический переход. Численность землян достигнет порядка 9–11 миллиардов и стабилизируется.
Еще одна демографическая проблема настигнет нас к 2020 году: изменится лицо многих городов. В мире из ста человек 55 будут индусами и китайцами и только 7 – из бывшего СССР и Восточной Европы. В американских городах уже сейчас есть районы, напоминающие Африку. И человечество не готово к таким изменениям, потому что чем больше будет пресс подавления одними нациями других, тем яростнее будет ответная реакция.
отсюда